Главная / Публикации / 6 видов инновационных стратегии коммерческих банков по характеру их осуществления

6 видов инновационных стратегии коммерческих банков по характеру их осуществления

Особенное внимание многими научными работниками предоставляется классификации инновационных стратегий по их характеру (или "по менеджерскому поведению", по словам Б. Санто). Однако следует отметить, что практически все многообразие видов инновационных стратегий, которые в данном случае анализируются, имеет свое происхождение из типологий, разработанных американскими учеными Б. Твиссом ("Управление технологическими инновациями", в 1974 г.), и К. Фриманом и Л. Соете ("Экономика промышленных инноваций", в 1974 г.) относительно стратегий в сфере исследований и разработок. Поэтому эта классификация касается, в первую очередь, продуктовых инновационных стратегий.

Следовательно, используя терминологию, которая применяется в роботе Б. Санто, и адаптируя к условиям банковской деятельности характерные черты отдельных видов инновационных стратегий по характеру их осуществления, можем отметить, что банки способны реализовывать следующие стратегии.

  • - Традиционную, когда банк не стремится ни к чему другому, чем поддержание качества предоставления существующих услуг, незначительное усовершенствование формы и сервиса традиционных продуктов. В современных условиях, когда банковские рынки являются рынками покупателя, а не продавца, такое поведение является гарантией того, что спустя некоторое время банк очутится в числе аутсайдеров. Практически это является вариантом фактического отсутствия инновационной стратегии.

  • - "Оппортунистическую" (иногда ее называют сегментной), когда банк ищет идеи таких продуктов, внедрение которых не нуждается в значительных расходах и позволит определенное время доминировать на максимальной доле небольшого рынка. Применение этой стратегии предопределено желанием избежать прямой конкуренции с ведущими финансовыми институтами в сфере стандартных услуг. В то же время в учете специфических запросов потребителей преимущество находится на стороне того банка, который занимается их изучением и анализом. Поиск и использование таких продуктовых "ниш" требует глубокого знания рыночной ситуации, достаточно высокого технологического уровня и адаптационных свойств. Примером применения сегментной стратегии может служить деятельность многих небольших американских банков, которые стабильно удерживают региональные рынки, "подстраивая" свои услуги под удовлетворение специфических потребностей местных общин.
  • - Имитационную, когда банком или заимствуется оригинальный опыт лидеров (достаточно часто такая стратегия применяется при совершенствовании депозитного, расчетного, кредитного обслуживания клиентов), или покупаются лицензии на использование определенных технологий, когда речь идет о развитии технической базы.
  • - Оборонную стратегию, которая ориентирована на содержание конкурентных позиций на уже существующих рынках, когда банк не чувствует проблем с продажей продуктов в результате отсутствия конкуренции. Главное задание такой стратегии - поддерживать норму прибыли путем низких расходов, сосредоточивая усилие на обеспечении максимального объема предоставления услуг для получения экономии на масштабе. В отличие от аналогичных стратегий в сфере производства, банки практически не применяют метод "патентного блокирования", поскольку банковские инновации редко защищены патентами. Примером реализации такой стратегии в отечественной практике может быть ввод коммерческим банком, который имеет отработанные эффективные технологии, карточных зарплатних проектов в небольших населенных пунктах.
  • - Зависимую стратегию, что характерна для филиалов банков, которые сами не осуществляют разработок, а получают инновационные технологии и инновационные продукты от главных офисов.
  • - Наступательную, что, как свидетельствует из названия, направленная на опережение конкурентов по всем или, чаще всего, нескольким направлениям инновационной деятельности.

Почти аналогичные по содержанию инновационные стратегии рассматривает Б. Твисс, применяя для их обозначения несколько другие названия:

  • - наступательная
  • - защитная (оборонная)
  • - лицензионная (имитационная)
  • - промежуточная (оппортунистическая)
  • - разбойничья (разновидность наступательной, когда использование новой технологии приводит к существенному сокращению существующего рынка), которая является очень специфической и, мнится, что не находит применения в банковской сфере.
  • Проанализировав имеющиеся трактовки разных видов инновационных стратегий, можно сделать вывод, что их содержание определенным образом пересекается, потому для банков, в соответствии с их поведением в инновационной среде, есть смысл выделять максимум три стратегии - активно наступательную, умеренно наступательную и выжидательную.

Платиза "Platiza"
- до 15 000 рублей
- займ на карту
Миг Кредит "Миг Кредит"
- до 50 000 рублей
- наличные за сутки
Микрозайм Е-Заем "Е-Заём"
- до 20 000 рублей
- выдача за день
Микрозайм Vivus "Vivus"
- до 15 000 рублей
- на карту

К другим публикациям: