Главная / Публикации / Что делать арендатору сейфовой ячейки при отборе у банка лицензии?

Что делать арендатору сейфовой ячейки при отборе у банка лицензии?

Если с банком произойдет неприятность в виде аннулирования лицензии, вкладчикам беспокоиться не о чем - они получат возмещение. Заемщики также сохранят возможность исправно обслуживать свои кредиты. А вот клиентам, снимающим в финучреждении сейфовую ячейку, нужно быть внимательными и побыстрее забрать оттуда свои ценности.

Срок аренды сейфа может составлять от одного дня до многих лет. Почти во всех банках плата за все время аренды взимается в момент подписания договора. Казалось бы, все просто: заплатил и можешь не волноваться. Главное - не забыть своевременно наведаться в депозитарий и забрать ценности.

Но у кредитной организации могут отозвать лицензию. Большинство рядовых клиентов узнают о таком исходе из новостей. Вкладчиков тут же берет под свою защиту АСВ, о заемщиках заботится временная администрация, но что касается арендаторов сейфовых ячеек, то свои интересы им придется защищать самим.

Что следует делать если у Вашего банка забрали лицензию?

Самое элементарное, что можно здесь предпринять, - это взять содержимое ячейки и поместить его в депозитарии другой организации. «Обычно трудностей с этим не возникает, - говорит Александр Голубев из юруправления СДМ-Банка. – В соответствии с договором аренды банк обязан обеспечить арендатору свободу доступа к сейфу в рабочее время. И даже если у финучреждения отозвали лицензию, оно не прекратило существовать как юрлицо. Следовательно, его обязанности по этому договору сохраняются». Господин Голубев добавил, что законы защищают арендатора от любых третьих лиц, в том числе собственника сейфа.

Но может случиться, что арендатор встретит запертые двери банка. И это вполне частая ситуация. «Такое происходит, если в банке обосновалась временная администрация, решившая закрыть офис не с целью не пускать туда клиентов, а, к примеру, чтобы провести полную перепись ценностей, ревизию, - отмечает банкир. - Так что это, вероятнее всего, временная мера».

Господин Голубев советует арендаторам, столкнувшимся с запертыми дверями отделения, выяснить, кто руководит временной администрацией (сведения о временной администрации в кредитных учреждениях с отозванными лицензиями есть в АСВ) и подать заявление. В нем нужно указать, что, исходя из договора, клиент располагает правом беспрепятственного доступа к сейфу, и попросить обеспечить данный доступ. К заявлению надо приложить копию арендного договора и направить эту документацию руководителю временной администрации.

Если говорить о сроках, в течение которых такое заявление должно рассматриваться, то они однозначно не прописаны. «Я полагаю, здесь следует исходить из определенных разумных сроков, - считает Голубев. – К примеру, если администрация сошлется на то, что проводит инвентаризацию, и попросит подождать 5 дней, то это достаточно разумно. Но срок 5 месяцев уже невозможно назвать разумным, и в этом случае арендатору следует идти в суд».

А вот надеяться на возврат платы за аренду, если ценности из сейфовой ячейки пришлось извлечь раньше срока, не стоит. «Если сейф арендовался под сделку с недвижимостью, продавец вправе забрать деньги только тогда, когда все ее условия будут соблюдены, - указывает руководитель юруправления в СДМ-Банке. - Если ячейка снималась для хранения вещей, все очень просто. Даже если вещи пришлось забрать до истечения срока, это не ограничивает право клиента продолжать использовать данную ячейку в течение периода действия договора».

Аннулирование лицензии - не единственное, из-за чего не стоит забывать об арендованной ячейке. Например, кредитная организация может переместить отделение с депозитарием в другое место. И, следовательно, она уже сама заинтересована в том, чтобы арендаторы помнили о своих материальных ценностях. «Вспоминается один случай, когда два банка объединялись, - рассказывает Голубев. – В связи с этим заблаговременно, за много недель до события клиентам разослали уведомления с просьбой посетить офис, закрыть счета и изъять ценности из банка. В этой ситуации финучреждению, разумеется, придется компенсировать арендаторам стоимость договора – частично или полностью».

Юрист считает, что обычно не возникает трудностей с уведомлением клиентов. «Переезд офиса является процессом небыстрым, и если клиенты снимают ячейки под ипотечную или иную сделку на короткий период, то с определенного момента, готовясь к смене адреса, банкиры просто не будут заключать новые контракты, - объясняет Голубев. - Если же сейфы арендовались на длительный срок, такие клиенты как раз и получат уведомления».

О своем арендованном сейфе лучше не забывать. При просрочке, установленной финорганизацией и указанной в договоре, банк вправе вскрыть ячейку в присутствии спецкомиссии. При вскрытии составляют акт и опись вложений. После этого изъятые из сейфа ценности переходят на ответственное хранение в банковское хранилище, а наличные средства кладутся на специальный счет. Если в ближайший месяц или иной установленный срок разыскать клиента не удается, кредитная организация получает право возместить свои издержки (штрафы, арендную плату и прочее) за счет этих денег или предметов.

Кредит наличными Ситибанк "Ситибанк"
- до 1 000 000 рублей
- быстрое решение
Кредитная карта Альфа-Банка "Альфа-Банк"
- до 150 000 рублей
- 0% до 100 дней
Кредитная карта Ситибанка "Ситибанк"
- до 300 000 рублей
- 0% до 50 дней
Платиза "Platiza"
- до 15 000 рублей
- займ на карту

К другим публикациям: